За рулем – пожилой водитель

В последнее время нередко происходят автоаварии с участием водителей зрелого возраста, которым перевалило за 60. Эта тема особенно актуальна сейчас, когда наступает дачный сезон. А между тем, водители в возрасте должны знать свои слабости и принимать необходимые меры предосторожности, а то и вообще отказаться от управления автомобилем.

Несмотря на то, что современные пожилые люди более активны, чем лица пожилого возраста более раннего поколения, и чаще пользуются автомобилем, т.к. привыкли к этому, средний пробег на 1 автомобиль  за год у этой возрастной группы гораздо ниже, чем у более молодых автоводителей. Наличие автомобилей у пожилых водителей, особенно у пожилых женщин, значительно ниже, чем у других возрастных групп.

Многочисленные исследования подтверждают, что с возрастом изменяются физические и психические способности, имеющие значение для управления автомобилем. Риск для людей старшего возраста погибнуть в результате серьезного ДТП в несколько раз выше, чем для более молодых водителей, из-за возросшей хрупкости их организма, а также в связи с тем, что они нередко ездят на старых автомобилях, не оборудованных подушками безопасности и другими защитными средствами.

Совсем не обязательно страдать каким-нибудь хроническим заболеванием, чтобы с возрастом последствия старения начали сказываться на навыках вождения. Вот что неизбежно происходит практически с каждым.

Дефицит зрения

Именно посредством органов зрения водитель получает 90% информации, необходимой для обеспечения безопасности движения.

С возрастом ослабевают четыре критических качества зрения: острота — способность ясно видеть то, что впереди, особенно ночью; периферийное зрение — способность видеть то, что происходит справа и слева, глядя прямо перед собой; адаптация — скорость, с которой глаза приспосабливаются к изменениям в освещении, а также переключаются с ближнего зрения на дальнее и наоборот; глубина зрения — способность оценивать скорость движения других автомобилей.

Пожилые люди в большей степени подвержены ослеплению светом встречного транспорта. Количество света, необходимое водителю для управления, удваивается каждые 13 лет, то есть 60-летнему водителю требуется в 10 раз более высокий уровень освещенности, чем 19-летнему.

Телесные изменения

Когда человеку 65 и более, его мускулы ослаблены, суставы малоподвижны, ему сложнее справляться с рулевым управлением и тормозами. Время реакции становится более продолжительным. Ухудшается слух.

Восприятие информации

Пусть ум остался таким же острым, но с возрастом он работает медленнее. Мало того что рефлексы пожилого человека замедленны, ему становится все труднее одновременно делать несколько дел, например воспринимать информацию и предпринимать необходимые действия. Пожилых водителей в большей степени отвлекают посторонние раздражители, например шумы.

К этому добавляются многочисленные хронические заболевания, преследующие нас в пожилом возрасте и еще больше затрудняющие вождение, такие, как катаракта и глаукома, артрит, диабет, сердечная аритмия и многие, многие другие. И ведь все эти болезни надо лечить, а многие из  препаратов в еще большей степени нарушают способность пожилых людей обеспечивать безопасное движение.

Пожилым водителям необходимо помнить, что нарушение зрения, работы сердца, мышечной силы, падения, кратковременные потери сознания, неврологические расстройства, сахарный диабет могут увеличить риски при вождении, а при употреблении некоторых лекарственных препаратов вовсе стоит воздерживаться от вождения.

ПОДЕЛИТЬСЯ